14 Марта 2018
Правовое просвещение
Федеральным законом от 05.12.2017 № 391-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2018 года, на Росгвардию возложены полномочия по лицензированию, а также по контролю за деятельностью частных детективов.
Фактически названным законом распределены полномочия Росгвардии и МВД России по отдельным вопросам, связанным с оборотом оружия и организацией частной детективной деятельности.
В частности, за органами внутренних дел Российской Федерации сохранены следующие полномочия: по осуществлению приема и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ; по участию в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; по проведению контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.
В свою очередь полномочия органов внутренних дел по лицензированию и контролю частной детективной деятельности передаются Росгвардии и её территориальным органам.
Отмечено, что удостоверения частного детектива, лицензии на осуществление частной детективной деятельности, выданные МВД России или его территориальными органами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действительными до дня окончания срока их действия.
Одновременно конкретизированы нормы, регулирующие вопросы приобретения, коллекционирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, а также старинного (антикварного) оружия и копий старинного (антикварного) оружия и его реплик. Чтобы приобрести такое оружие, нужна лицензия на коллекционирование. Его не надо регистрировать в Росгвардии и ее территориальном органе.
Из старинного (антикварного) оружия запрещено стрелять, поражать живую или иную цель, подавать сигналы, а также использовать иным способом, создающим угрозу его повреждения или уничтожения. То же самое касается оружия, имеющего культурную ценность. Однако предусмотрено исключение для его ношения и имитации использования вместе с историческими костюмами в ходе историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
28.12.2017 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В соответствии с названным нормативным актом право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В Новосибирской области за 2 квартал 2017 года прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 11854 руб.
Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в любое время в течение 1,5 лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, и из его средств.
В целях реализации названного Федерального закона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден порядок обращения за названными выплатами и порядок их осуществления.
Определено, что с заявлением о назначении выплаты (о распоряжении средствами маткапитала) в отношении первого ребенка можно обратиться по месту жительства в региональный орган соцзащиты населения, в отношении второго - в территориальный орган Пенсионного фонда России. Можно воспользоваться услугами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ежемесячная выплата осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации за 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
За 2 квартал 2017 года в Новосибирской области величина прожиточного минимума для детей составляет 11545 руб.
Порядком определен перечень прилагаемых документов, особенности подачи документов в случае рождения (усыновления) двух и более детей.
Выплата назначается в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления с документами на 1 год.
Суммы выплачиваются через кредитные организации, указанные в заявлениях, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) материалов.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев после его рождения. В остальных случаях настоящая ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
В преддверии выборов законодательство, регулирующее порядок проведения президентской избирательной кампании, претерпело ряд изменений.
Так, с 1 июня прошлого года вступили в силу изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в частности, упрощена процедура назначения наблюдателей. Теперь не устанавливаются требования об обязательном заблаговременном направлении в соответствующий избирком списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в одну избирательную комиссию.
В целом за ходом волеизъявления и подсчетом голосов наблюдать смогут не только представители партий и кандидатов, но и наблюдатели от Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат.
Разработан новый порядок, который позволит голосовать гражданам по фактическому месту своего нахождения, не получая открепительных удостоверений.
Избиратель, где бы он ни находился, может проголосовать на любом избирательном участке. Для этого ему достаточно, начиная с 31.01.2018 подать заявление в любую территориальную избирательную комиссию, с 25.02.2018 в любую участковую комиссию.
При подаче такого заявления он будет исключен из списка избирателей на участке, к которому прикреплен, и внесен в список на том участке, где хочет проголосовать.
Подать соответствующее заявление избиратель сможет до 14:00 субботы перед днем голосования.
Адрес места жительства избирателя теперь может не содержать каких-либо реквизитов (например, наименование субъекта Российской Федерации, района, населенного пункта) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Прозрачность выборов обеспечит возможность применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения. Исключение составляют избирательные участки, образованные в медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, ужесточена административная ответственность за незаконную выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня, для предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу гражданину уже заполненного бюллетеня (ст. 5.22 КоАП РФ).
Такое действие может повлечь наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.
4. Имущественный налоговый вычет при покупке квартиры
Подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на вышеуказанные цели.
Вместе с тем, упомянутые имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.
В этом случае взаимозависимыми лицами признаются: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
5. С 1 января 2018 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно будет представить независимо от места осуществления своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 №1500, вступающим в силу с 01.01.2018, внесены изменения в пункт 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
В соответствии с принятыми изменениями юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут предоставлять уведомления о начале своей деятельности в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) независимо от места предполагаемого фактического ведения работ.
Напоминаем, что в настоящее время уведомление о начале своей деятельности представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по месту предполагаемого фактического ведения работ или оказания услуг.
6. Внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Правила должны содержать требования к благоустройству, его элементам, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения. Региональными законами могут предусматриваться иные вопросы, регулируемые правилами, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований. Ответственное за эксплуатацию здания, сооружения лицо обязано участвовать в содержании прилегающих территорий в соответствии с местными правилами благоустройства.
7. Принят Федеральный закон, направленный на защиту потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке» в КоАП РФ включена новая статья 14.43.1, предусматривающая ответственность за нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», в том числе в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута, а также за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
В частности, за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов правонарушения.
Определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать указанные категории дел, составлять протоколы об административных правонарушениях.
Так, целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В связи с изменениями часть 5 статьи 1 излагается в новой редакции, согласно которой действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.
В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена новая статья 15.1, устанавливающая порядок осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Указанный вид контроля будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Порядок организации и осуществления этого регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением данного вида контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. С 11 января 2018 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, на основании которых ужесточена ответственность за «телефонный терроризм».
Соответствующие дополнения внесены в статью 207 Уголовного кодекса РФ, которая называется «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». По словам разработчиков законопроекта, действовавшая редакция статьи была направлена скорее на «телефонных хулиганов, было сложно в полной мере отслеживать и наказывать лиц, совершавших подобные деяния». В связи с внесенными поправками появилась специальная норма по объектам социальной инфраструктуры, к которым отнесены больницы, детские сады, школы, иные организации образования, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферой услуг, спортивно-оздоровительные учреждения. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма совершено в отношении таких объектов, то предусмотрено лишение свободы до 5 лет. Такие же санкции последуют в случае крупного ущерба - более миллиона рублей. Если целью заведомо ложного сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба является дестабилизации деятельности органов власти, то злоумышленнику грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок от 6 до 8 лет. Если такие деяния повлекли по неосторожности смерть человека или стали причиной иных тяжких последствий, то виновному лицу грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 10 лет.
11. Определен срок задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, до вытрезвления.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 456-ФЗ внесены изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым порядок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, приведен в соответствие с Конституцией РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 № 25-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчислялся со времени его вытрезвления. Из постановления следует, что в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении действия, должно быть отложено до его вытрезвления, поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства, без чего немыслима эффективная реализация права на защиту от административно-деликтного преследования. Частью 4 статьи 27.5 КоАП РФ (в ранее действовавшей редакции) было предусмотрено, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, что позволяло задерживать граждан на срок превышающий 48 часов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Внесенными изменениями установлено, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления и административного задержания не может превышать 48 часов.
Фактически названным законом распределены полномочия Росгвардии и МВД России по отдельным вопросам, связанным с оборотом оружия и организацией частной детективной деятельности.
В частности, за органами внутренних дел Российской Федерации сохранены следующие полномочия: по осуществлению приема и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ; по участию в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; по проведению контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.
В свою очередь полномочия органов внутренних дел по лицензированию и контролю частной детективной деятельности передаются Росгвардии и её территориальным органам.
Отмечено, что удостоверения частного детектива, лицензии на осуществление частной детективной деятельности, выданные МВД России или его территориальными органами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действительными до дня окончания срока их действия.
Одновременно конкретизированы нормы, регулирующие вопросы приобретения, коллекционирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, а также старинного (антикварного) оружия и копий старинного (антикварного) оружия и его реплик. Чтобы приобрести такое оружие, нужна лицензия на коллекционирование. Его не надо регистрировать в Росгвардии и ее территориальном органе.
Из старинного (антикварного) оружия запрещено стрелять, поражать живую или иную цель, подавать сигналы, а также использовать иным способом, создающим угрозу его повреждения или уничтожения. То же самое касается оружия, имеющего культурную ценность. Однако предусмотрено исключение для его ношения и имитации использования вместе с историческими костюмами в ходе историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
2. Утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) детей в семьях с низким доходом
11.01.2018 Минюстом Российской Федерации зарегистрирован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка»28.12.2017 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В соответствии с названным нормативным актом право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В Новосибирской области за 2 квартал 2017 года прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 11854 руб.
Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в любое время в течение 1,5 лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, и из его средств.
В целях реализации названного Федерального закона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден порядок обращения за названными выплатами и порядок их осуществления.
Определено, что с заявлением о назначении выплаты (о распоряжении средствами маткапитала) в отношении первого ребенка можно обратиться по месту жительства в региональный орган соцзащиты населения, в отношении второго - в территориальный орган Пенсионного фонда России. Можно воспользоваться услугами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ежемесячная выплата осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации за 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
За 2 квартал 2017 года в Новосибирской области величина прожиточного минимума для детей составляет 11545 руб.
Порядком определен перечень прилагаемых документов, особенности подачи документов в случае рождения (усыновления) двух и более детей.
Выплата назначается в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления с документами на 1 год.
Суммы выплачиваются через кредитные организации, указанные в заявлениях, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) материалов.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев после его рождения. В остальных случаях настоящая ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
3. Новое в текущей избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 528-СФ выборы Президента Российской Федерации назначены на 18.03.2018.В преддверии выборов законодательство, регулирующее порядок проведения президентской избирательной кампании, претерпело ряд изменений.
Так, с 1 июня прошлого года вступили в силу изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в частности, упрощена процедура назначения наблюдателей. Теперь не устанавливаются требования об обязательном заблаговременном направлении в соответствующий избирком списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в одну избирательную комиссию.
В целом за ходом волеизъявления и подсчетом голосов наблюдать смогут не только представители партий и кандидатов, но и наблюдатели от Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат.
Разработан новый порядок, который позволит голосовать гражданам по фактическому месту своего нахождения, не получая открепительных удостоверений.
Избиратель, где бы он ни находился, может проголосовать на любом избирательном участке. Для этого ему достаточно, начиная с 31.01.2018 подать заявление в любую территориальную избирательную комиссию, с 25.02.2018 в любую участковую комиссию.
При подаче такого заявления он будет исключен из списка избирателей на участке, к которому прикреплен, и внесен в список на том участке, где хочет проголосовать.
Подать соответствующее заявление избиратель сможет до 14:00 субботы перед днем голосования.
Адрес места жительства избирателя теперь может не содержать каких-либо реквизитов (например, наименование субъекта Российской Федерации, района, населенного пункта) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Прозрачность выборов обеспечит возможность применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения. Исключение составляют избирательные участки, образованные в медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, ужесточена административная ответственность за незаконную выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня, для предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу гражданину уже заполненного бюллетеня (ст. 5.22 КоАП РФ).
Такое действие может повлечь наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.
4. Имущественный налоговый вычет при покупке квартиры
Подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на вышеуказанные цели.
Вместе с тем, упомянутые имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.
В этом случае взаимозависимыми лицами признаются: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
5. С 1 января 2018 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно будет представить независимо от места осуществления своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 №1500, вступающим в силу с 01.01.2018, внесены изменения в пункт 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
В соответствии с принятыми изменениями юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут предоставлять уведомления о начале своей деятельности в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) независимо от места предполагаемого фактического ведения работ.
Напоминаем, что в настоящее время уведомление о начале своей деятельности представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по месту предполагаемого фактического ведения работ или оказания услуг.
6. Внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Правила должны содержать требования к благоустройству, его элементам, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения. Региональными законами могут предусматриваться иные вопросы, регулируемые правилами, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований. Ответственное за эксплуатацию здания, сооружения лицо обязано участвовать в содержании прилегающих территорий в соответствии с местными правилами благоустройства.
7. Принят Федеральный закон, направленный на защиту потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке» в КоАП РФ включена новая статья 14.43.1, предусматривающая ответственность за нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», в том числе в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута, а также за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
В частности, за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов правонарушения.
Определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать указанные категории дел, составлять протоколы об административных правонарушениях.
8. О внесении изменений в законодательство о закупках товаров
Федеральным законом от 31.12.2017 № 496-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующие порядок осуществления закупок и вступающие в законную силу с 30.06.2018.Так, целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В связи с изменениями часть 5 статьи 1 излагается в новой редакции, согласно которой действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.
9. Введен новый вид государственного контроля (надзора) – государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и оказываемых услуг
Внесенные Федеральным законом от 07.06.2017 №116-ФЗ изменения в Федеральный закон о 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступили в законную силу с 01.01.2018.В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена новая статья 15.1, устанавливающая порядок осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Указанный вид контроля будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Порядок организации и осуществления этого регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением данного вида контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. С 11 января 2018 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, на основании которых ужесточена ответственность за «телефонный терроризм».
Соответствующие дополнения внесены в статью 207 Уголовного кодекса РФ, которая называется «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». По словам разработчиков законопроекта, действовавшая редакция статьи была направлена скорее на «телефонных хулиганов, было сложно в полной мере отслеживать и наказывать лиц, совершавших подобные деяния». В связи с внесенными поправками появилась специальная норма по объектам социальной инфраструктуры, к которым отнесены больницы, детские сады, школы, иные организации образования, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферой услуг, спортивно-оздоровительные учреждения. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма совершено в отношении таких объектов, то предусмотрено лишение свободы до 5 лет. Такие же санкции последуют в случае крупного ущерба - более миллиона рублей. Если целью заведомо ложного сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба является дестабилизации деятельности органов власти, то злоумышленнику грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок от 6 до 8 лет. Если такие деяния повлекли по неосторожности смерть человека или стали причиной иных тяжких последствий, то виновному лицу грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 10 лет.
11. Определен срок задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, до вытрезвления.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 456-ФЗ внесены изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым порядок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, приведен в соответствие с Конституцией РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 № 25-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчислялся со времени его вытрезвления. Из постановления следует, что в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении действия, должно быть отложено до его вытрезвления, поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства, без чего немыслима эффективная реализация права на защиту от административно-деликтного преследования. Частью 4 статьи 27.5 КоАП РФ (в ранее действовавшей редакции) было предусмотрено, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, что позволяло задерживать граждан на срок превышающий 48 часов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Внесенными изменениями установлено, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления и административного задержания не может превышать 48 часов.